Главная
Главная
Институт перинатальной психологии и ресурсной психотерапии профессора Коваленко Н.П.
НКО «Ассоциация развития перинатальной психологии и медицины»
Журнал "Ресурсы человека" (пилотный проект)
Форум
Ближайшие конференции
Ближайшие семинары и тренинги
13.04.2017
Перинатальная психология. Семейное консультирование. 2-ой модуль: Ресурсная арт-терапия в семейном консультировании (Санкт-Петербург)
21.04.2017
ПСИХОГЕННОЕ БЕСПЛОДИЕ
01.05.2017
Заочный семинар "Ресурсная арт-терапия" (Курс "Перинатальная психология.Семейное консультирование")
Наши услуги:
Консультирование, услуги
Психологическое образование. РАСПИСАНИЕ
Тематические конференции
Институт перинатальной психологии и ресурсной психотерапии проф.Н.П.Коваленко/Психологическое образование/Курс "Перинатальная психология"/Учебный план

Учебный план курса "Перинатальная психология". Семейное консультирование"

Преподаватели курса:

  • Коваленко Н.П. - доктор психологических наук, профессор, зав. лаб. Социальной психологии и семьеведения ИОВ РАО и в Международном Институте Психологии и Управлении г. Санкт-Петербурга, Президент Российской Ассоциации перинатальной психологии и медицины и Международной Академии Семьи.
  • Магденко О.В. – к.пс.н., доцент, член президиума РАППМ,
  • Ефремова О.В. – перинатальный психолог, член президиума РАППМ
  • Шкуратенко О.С. - перинатальный психолог, член РППМ
  • Брессо Т.И. - к.пс.н., член РППМ

Почасовой план занятий

Наименование модулей Преподаватель
дисциплины
      
Кол-во
часов
Экзамен Зачет Лекции Практи-
ческие
занятия
1 Тренинги профессиональной компетенции в
Консультировании
Коваленко Н.П. 40   + 8 32
2 Теоретические основы перинатальной психологии Коваленко Н.П. 64 +   50 14
3 Практические методы перинатальной психологии Магденко О.В. 80 +   16 64
4 Физиология семейного здоровья Магденко О.В. 24 +   24  
5 Психофизиология семейного здоровья Коваленко Н.П. 40 +   30 10
6 Психология личности (роль матери и отца) Коваленко Н.П. 40 +   30 10
7 Семейная психология и психотерапия Коваленко Н.П. 80   + 30 50
8 Психодиагностика Брессо Т.И. 40   + 12 28
9 Психологическое консультирование семьи ожидающей ребенка Ефремова О.В.
32   + 16 16
10 Методы психопрофилактики болевого синдрома в родах Шкуратенко О.С. 32   + 10 22
11 Семейная система в ресурсной психотерапии Коваленко Н.П. 32   + 20 12
12 Семейная ресурсная психотерапия Коваленко Н.П. 32   + 16 16
13 Пренатальная психотерапия Ефремова О.В.
32   + 16 16
14 Психологический практикум Ефремова О.В. 32   + 12 20
  Всего   600     290 310

 

Подробнее о предметах курса:

1. Теоретические основы перинатальной психологии
2. Практические методы перинатальной психологии
3. Основы семейного здоровья
4. Психофизиология беременной женщины
5. Психология личности (роль матери и отца)
6. Семейная психология и психотерапия
7. Психодиагностика
8. Психологическое консультирование семьи ожидающей ребенка
9. Методы психопрофилактики болевого синдрома в родах
10. Немедикаментозные методы оздоровления матери и ребенка
11. Питание в период беременности и после родов
12. Пренатальная педагогика и этнопсихология
13. Психопрофилактика в период беременности и после родов
14. Тренинги профессиональной компетенции и личностного развития.
15. Голосовая терапия , тренинговый семинар.
16. Сказкотерапия в семейном консультировании.
17. Телесноориентрованная терапия, рефлексотерапия методики экстренной помощи в консультировании.
18. Ресурсная арт-терапия в семейном консультировании и в работе с детьми. 19. Ресурсная психотерапия, семейные расстановки, работа с родовыми программами.
20. Натуропатические методы оздоровления.

1.Теоретические основы перинатальной психологии
Перинатальная психология занимается изучением психической жизни плода, изучением влияния психоэмоционального состояния матери на психику рождающегося человека, как влияет процесс беременности, родов и неонатальный период жизни на психику человека.

Перинатальная психология включает следующие разделы:
- перинатальная медицина (внутриутробная диагностика и терапия), арсенал помощи адаптации и выживаемости плода;
- теория адаптивности, концепция инстинктов и психосоматической патологии;
- юнгианский психоанализ (структура психического мира человека, ядро личности, бессознательное, первичные психические переживания);
- трансперсональная психология (глубинные состояния психики, теория систем, диссипативные структуры, теория перинатальных матриц);
- трансперсональная психотерапия (трансовые формы сознания, измененное состояние сознания и их воздействие на перинатальные модели психики);
- концепция психопрофилактики беременных женщин;
- концепция формирования невротических расстройств у беременных и детей;
- формирование Я-концепции и роли матери, позитивное планирование родов, саморегуляция, работа с болевым синдромом.

Таким образом, перинатальная психология - это область психологии, изучающая систему мать - отец - дитя при обстоятельствах вынашивания, рождения и вскармливания ребенка. В этот период особенно ярко проявляется сила симбиотической связи ребенка и родителей (особенно матери), благодаря которой обеспечиваются условия развития младенца. Система мать-отец-дитя - многомерный, весьма сложный "организм", в котором составные части взаимозависимы на уровне психических и физических процессов посредством общности эмоциональной жизни, мыслительной деятельности, поведенческой сферы и состояния здоровья в семье.


2. Практические методы перинатальной психологии
К практическим методам перинатальной психологии относятся: арттерапия, телесно-ориентированная терапия, рефлексотерапия, ролевые игры, групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, методы и приемы практической работы с проблемами беременности, родов, послеродового периода.


3. Теоретические основы эмбриологии человека
Эмбриогенез. Оплодотворение. Особенности развития ранних стадий зародыша человека. Дробление: его характеристика, хронология и продолжительность. Процесс имплантации. Гаструляция, способы и фазы гаструляции у человека. Гистотопическая дифференцировка. Выселение внезародышевой мезодермы. Зародышевые листки, их формирование. Образование осевого комплекса зачатков. Развитие эмбриона. Общая характеристика и особенности гисто-, органо- и системогенеза у человека. Критические периоды развития зародыша. Развитие сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой и других систем эмбриона человека.
Развитие и строение провизорных органов (внезародышевая мезодерма, амниотический и желточный пузырьки, аллантоис, амниотическая ножка, пуповина). Плацента. Части плаценты. Особенности плацентарного кровообращения. Материнская и плодная части плаценты, их морфологические и функциональные характеристики. Гемоплацентарный барьер, его структура и функциональное значение. Структурное обеспечение эндокринной функции плаценты. Котиледон - структурно-функциональная единица плаценты. Динамика структуры плаценты в разные сроки беременности. Характеристика плода 3-9 месяцев внутриутробного развития. Факторы, воздействующие на органо- и системогенез. Пороки развития, механизмы их образования и клиническое значение. Особенности организма новорожденного. Общая характеристика и периодизация постнатального онтогенеза.


4. Психофизиология беременной женщины
Психофизиология беременной женщины комплексно рассматривает особенности физиологических, гормональных и психоэмоциональных изменений в организме женщины в период беременности, психических и духовных сущностей, особенностей психологического реагирования и системы ценностных ориентаций беременной женщины. Даже физиологически протекающая беременность сопровождается изменениями психики женщины, реакциями адаптации к беременности.


5. Психология личности (роль матери и отца)
Рассматривает теоретические и методологические аспекты личности матери и отца, формирование новой социальной роли матери и отца в период беременности, влияние родительской роли в воспитании ребёнка, факторы формирования родительства. Одной из самых важных задач психологии личности является изучение теоретических подходов к пониманию сущности родительской роли (материнства и отцовства), основ и факторов формирования психологии родительства в аспекте перинатальной психологии.


6. Семейная психология и психотерапия
Рассматривает теорию и методы семейной психологии. Основные темы этого курса: теоретический контекст семейной психотерапии, семья ее динамика, семейная психотерапия: теория и практика, психологический анализ семейных отношений, родительско-детские взаимоотношения в семье, стили и стратегии семейного воспитания, различные подходы в педагогическом воспитании детей, а также многое другое, имеющее отношение к феномену семьи, динамики семейных отношений, супружеские конфликты и многое другое:
- Кризисы семьи и конструктивное решение конфликтов;
- Психология взаимоотношений в семье во время беременности и после рождения ребенка;
- Школа родительской культуры.

Семейная психотерапия: комплекс психотерапевтических методик, направленных на гармонизацию семейных взаимоотношений.


7. Психодиагностика
Включает в себя: диагностические методики, тесты, опросники, анкеты по работе с беременными женщинами и супружескими парами. К ним относятся: опросник мотивации беременности; методики диагностики готовности к родительству; тест "Кинетический рисунок семьи"; опросник "Анализ семейной тревоги"; тест-опросник родительского отношения к детям; опросник Э.Г.Эйдемиллера АСВ анализа семейного воспитания и многие другие. Психодиагностика позволяет определить нарушения мотивационной сферы беременной женщины, ее поведения, неправильно протекающие процессы семейных отношений, трудности семейного воспитания и т.д. На ранних стадиях определить тот или иной вид помощи и еще в период беременности провести психокоррекцию.


8. Психологическое консультирование семьи ожидающей ребенка
Целями данной программы является обучение основам психологического консультирования семьи ожидающей ребенка и освоение наработанных методик и техник. Этот курс знакомит с основами психологического консультирования семьи ожидающей ребенка. Он включает следующие разделы: общее представление о психологическом консультировании; процесс беседы; технология ведения беседы; консультирование одного супруга; консультирование супружеской пары ожидающей ребенка; консультирование родителей по поводу сложностей во взаимоотношениях со взрослыми детьми; консультирование по поводу супружеских проблем.


9. Методы психопрофилактики болевого синдрома в родах
Практические тренинги, новейшие технологии и обучающие занятия по работе с болью в родах. Здесь используются: методы рефлексотерапии; акупунктуры; точечного и расслабляющего массажа плеч, спины, кресца, ягодиц; аутогенная тренировка; дыхательные техники и расслабляющие упражнения; работа с голосом; применение различных вариантов поз в родах; техники, позволяющие максимально расслабиться в родах на гармонизацию своего внутреннего состояния.

10. Перинатальная психотерапия.
Курс включает: различные способы психопрофилактики токсикоза, гестоза, анемии в период беременности, неврозов и коррекция психоэмоциональных состояний, а также восстановление женщины и ребенка в после родовом периоде. Особое место в курсе принадлежит ресурсной арт-терапии, основанной на принципах перинатальной психологии. Перинатальная психотерапия работает с системой мать-дитя –отец и в курсе даются методы коррекции взаимодействий в этой системе.

11. Питание в период беременности и после родов
Рассматриваются особенности питания беременной женщины и в послеродовом периоде. Особое внимание уделяется питанию кормящей женщины и способы увеличения лактации при грудном вскармливании.

12. Пренатальная педагогика и этнопсихология
Рассматриваются основы ранней пренатальной педагогики и этнопсихологии, влияния внутриутробного воспитания на ребенка. Существуют различные программы образования нерожденного ребенка: посредством релаксации, музыкальное воспитание плода до рождения, а также различные методики этнопедагогики, фольклора, тактильных, пальчиковых игр, направленных на гармоничное психоэмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.


13. Психопрофилактика в период беременности и после родов
Коррекция психоэмоционального состояния женщины в период беременности и в послеродовом периоде, профилактика послеродовых депрессий, невротических состояний.


14. Тренинги профессиональной компетенции и личностного развития направлены на повышение профессионализма в одной области перинатальной психологии и личностного роста. Тренинги профессиональной компетенции универсальны, т.к. направлены на решение психологических трудностей, возникающих в процессе практической деятельности с супружескими парами и беременными женщинами.


 
Наши представители | Наши партнеры | Наши книги, сборники, фильмы