Главная
Главная
Институт перинатальной психологии и ресурсной психотерапии профессора Коваленко Н.П.
НКО «Ассоциация развития перинатальной психологии и медицины»
Журнал "Ресурсы человека" (пилотный проект)
Форум
Ближайшие конференции
Ближайшие семинары и тренинги
02.09.2017
Практический семинар по арт-терапии
01.09.2017
Заочный семинар "Ресурсный тренинг" (Курс"Перинатальная психология.Семейное консультирование")
01.09.2017
Заочный семинар "Подготовка к рождению ребенка"(Курс"Перинатальная психология. Семейное консультирование")
Наши услуги:
Консультирование, услуги
Психологическое образование. РАСПИСАНИЕ
Тематические конференции
Журнал "Ресурсы человека"/Разумное родительство
"РАЗУМНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО", Александрова Ольга
Дата публикации: 04.07.2016
Распечатать
Задать вопрос специалисту

"НАУКА И КУЛЬТУРА ДЕТОРОЖДЕНИЯ"

Сборник трудов, выпуск 3

По результатам материалов Межрегиональной научно-практической конференции 30 – 31 мая 2016 года

 

РАЗУМНОЕ РОДИТЕЛЬСТВО

Александрова Ольга

Практически каждая мать задаётся вопросом, как воспитывать своего ребёнка, и опирается в этом, чаще всего, на примеры собственных родителей и знания, почерпнутые из разных источников. Да, сегодня информации более чем достаточно. Мы уже не удивляемся моментальному ритму поисковых систем, и с грустью констатируя наличие google-эффекта, утверждаем, что в сети есть всё, и там можно найти ответы на все свои вопросы. Появилось огромное количество сайтов для мам, родительских форумов, аудио и видеороликов, где не только выкладываются и обсуждаются актуальные темы, написанные специалистами по воспитанию, но и ведутся многодневные словесные баталии пап и мам, пытающихся доказать правоту своего семейного метода во взаимодействии с ребёнком. Реальное положение дел сегодня таково, что можно смело утверждать: многие наши установки в воспитании складываются под влиянием извне. Это информация знакомых, друзей и авторитетных для нас лиц, это прочитанные нами книги и посещённые семинары, просмотренные фильмы и телепередачи. Огромный поток информации! Как же найти в этом Истину, как понять, что действительно верно направит нашего малыша по жизненному пути, а что, наоборот, потащит его в сторону, затянет пеленой ложных убеждений?

Чтобы понять суть какой-то педагогической теории как явления, необходимо изучить историю её возникновения. Любое знание вырастает на базе предыдущего – это факт. И даже сформулированное, уложенное в авторскую систему, оно не перестаёт быть частью чего-то более раннего. Стоит также обратить внимание на то, что у основания любой системы воспитания конкретный человек. И нелепо отрицать, что сформулированный им воспитательный подход отражает его личную систему миропонимания.

В изобилии направлений и методик воспитания, порой противоречащих друг другу, несведущему родителю, конечно, разобраться трудно. И многие мамы, и папы слепо верят в авторитетность педагогических систем и внедряют их в ежедневном взаимодействии с ребёнком, не задумываясь о последствиях. Увы, но многие ошибки классиков педагогики до сих пор не выявлены (или не признаны авторами) и продолжают внедряться в детских садах и школах. Разнообразие точек зрения даёт большее число альтернатив, но только разумно мыслящий родитель сможет выявить наиболее адекватные из них и принять самостоятельное решение.

«Не заглушать свой разум надо для того, чтобы познать истинную веру, а, напротив, очищать, напрягать его для того, чтобы проверять разумом то, чему учат учителя веры». (Л. Н. Толстой. «Путь жизни»).

Другой вопрос состоит в компетентности того, кто продвигает новую методику воспитания, имеет ли он специальное образование и знания, годы практики, удостоверившие его подход, собственные исследования на эту тему, прошедшие проверку жизнью? Бывает так, что новоявленные гуру, называющие себя специалистами в вопросах детско-родительских отношений, на самом деле вышли родом из профессий, далёких от сферы воспитания, а то и вовсе оказываются шарлатанами, предлагающими нам горючую смесь магии и эзотерики.

Есть ещё один важный аспект этой темы – заинтересованные стороны той или иной системы воспитания. Не есть ли эти нововведения искусно замаскированной ложью, внедряемой с чётко продуманными кем-то целями?

«Самый ценный ресурс современной рыночной экономики – это дурак. Надо организовать производство дураков на конвейере. А для этого создаётся, и уже создан, конвейер. Причём, начало этот конвейер берёт где-то в детском саду, потом начальная школа, средняя школа, вуз, аспирантура, магистратура, и всё. На каждом этапе видно, как идёт формирование этого самого ценного ресурса рыночной экономики. И конвейер работает достаточно успешно». (В. Ю. Катасонов, профессор МГИМО, д.э.н.).

Наши дети растут и воспитываются в реальности, далеко отличной от той, в которой когда-то были наши предки. Да, и там не всё было мирно и гладко. Однако за последние десятилетия явно и неуклонно растёт процесс дебилизации населения. Сегодня уже никого не удивишь рассуждениями об ограниченности школьных программ, отсутствии индивидуального подхода, массовом поклонении интернет-технологиям. Наши дети становятся всё более инфантильными, потребительски настроенными и суженными в сознании. Как будто стране вовсе не нужны люди с качественным образованием, умением самостоятельно думать и делать логически выверенные выводы. Страшно то, что в этом всеобщем процессе принимаем негласное участие и мы, родители.

Чтобы понять досконально суть воспитания собственного ребёнка и разработать к нему индивидуальный подход, необходимо хотя бы изучить основные положения этого процесса вообще. Родитель должен быть образован в этих вопросах! Любая воспитательная система – это целый комплекс способов и приёмов формирования у детей определённых личностных качеств. Однако всё-таки невозможно что-либо сформировать в любом человеке (даже самом маленьком) без его собственной активности в работе над собой. То есть, это обоюдный процесс воспитания и родителя, и ребёнка.

Давайте посмотрим на главные составляющие любого воспитательного процесса с точки зрения педагога, который его организует. Всем знакомое слово «метод» в применении к воспитанию ребёнка ‒ это некий «способ педагогической работы, с помощью которого осуществляется целенаправленное формирование духовных, этических, эстетических и физических качеств личности» (Википедия).

Существует многообразие методов и их модификаций, но все они направлены, в целом, на воспитание человека определённого типа. Вот почему так важно понимать суть того, что именно используется в педагогических системах наших образовательных учреждений. Знающий родитель сам становится профессионально подкованным специалистом в вопросах развития своего ребёнка, его не так-то просто увести в сторону, подменяя главное второстепенным, а то и вовсе ненужным.

Методы воспитания в общеобразовательной школе, в школе искусств или в исправительно-трудовой колонии для подростков будут существенно отличаться. Однако есть общее, что используется в педагогическом процессе в целом: методы убеждения; положительного примера; упражнений (приучения); одобрения и осуждения; требования; контроля, самоконтроля и самооценки.

Классификация методов многообразна и порой затруднительна для неопытного родителя. Гораздо проще понять, что ежедневно мы используем множество различных методов, переплетённых между собой так, что один невозможен без другого или является его основой. И каждый метод направлен на что-то конкретное. Например, на формирование сознания личности ‒ её взглядов, убеждений, жизненных ценностей. Или на формирование опыта поведения в социуме. Или на стимулирование деятельности ребёнка, её контроль и формирование самоконтроля.

На сознание, главным образом, будут влиять методы убеждения: живой рассказ, объяснение и разъяснение происходящего, беседы на нравственно-этические темы, внушение авторитетом, дискуссии по актуальным жизненным вопросам, реальный положительный пример.

Конечно, воспитание неотделимо от игр, трудовой деятельности и собственно обучения – в них оно и происходит по большей части. К тому же ребёнок живёт в семье среди каких-то предметов и произведений культуры, созданных миллионами лет человеческих жизней. Он читает книги, находящиеся в доме, видит картины на стенах, смотрит мультфильмы и кино, слушает радио и так далее. Всё это – его микросреда, в которой закладываются важнейшие жизненные основы. И всё-таки, если мы говорим о воспитании разумном, следует понимать, что нет ничего ценнее, чем непосредственное общение человека с человеком. Вот где происходит главная передача знаний о жизни, алгоритмов мышления и ориентиров поведения. Начинается это с момента зачатия и продолжается всю жизнь. Родители – самые близкие люди для ребёнка, они же более всего и влияют на него, прежде всего, в ежедневном взаимодействии с ним.

К примеру, рассказанная или прочитанная мамой история помогает малышу усвоить смысл описанных в нём отношений, этических норм поведения, особенно если этот рассказ был передан ею искренне, эмоционально и образно, с определёнными интонационными акцентами. А если ещё мама умеет выстроить своё повествование логично, последовательно и доказательно, она сможет воздействовать не только на чувства ребёнка, но и на его сознание. Особенно важно при устном общении показывать свои и вызывать у него позитивные чувства (радость, вдохновение, энтузиазм) по поводу правильных действий или поведения героев рассказа. И, наоборот, выражать негодование в ситуациях безнравственных. Так ребёнок раскрывает вместе с мамой содержание моральных понятий и норм жизни среди людей и стремится подражать им.

Очень важно разъяснять ребёнку непонятные ему вещи и явления окружающего мира. Не бояться признаваться в своём незнании чего-то, но вместе с ним продолжать поиски ответа. Беседа, наполненная встречными вопросами, логически связанными умозаключениями, самостоятельными выводами, уважением к мнению младшего гораздо эффективней просмотренной по телевизору передачи или прочитанной главы в энциклопедии.

Ребёнок воспитывается правильно там, где с ним активно взаимодействуют на уровне сознания, а не только эмоций и физиологических инстинктов. Разговаривая с ним, родитель вовлекает его в процесс нравственной оценки происходящих поступков, событий и явлений жизни, что постепенно формирует у него адекватное отношение к окружающей действительности и к своим человеческим, духовным обязанностям здесь на Земле. Тем более, если смысл обсуждаемого опирается на личный опыт ребёнка и/или повествует об опыте жизни родителя.

К методам, активно воздействующим на сознание ребёнка, относится любая полемика. Но она должна быть дружелюбной, признающей право голоса обеих сторон, уважающей разные точки зрения и не приводящей всегда к одному и тому же выводу типа «я прав» и «я всегда прав». Ребёнок будет свободно высказывать свои суждения, если его слушают и слышат при этом то, что он хочет донести. Да, мнения по обсуждаемому вопросу могут быть противоположными, однако, если вы действительно видите, что точка зрения ребёнка неприемлема, неправильна, опровергнуть её вы обязаны только на основе сильных и продуманных аргументов и фактов. Иначе будет просто конфликт двух сторон, где каждый упирается лбом в свои ворота.

Для формирования определённого поведения в обществе более действенны конкретные упражнения в чём-то, постепенное приучение к чему-то, жёсткие требования к выполнению, ответственные поручения, влияние общественного мнения и даже некая специально созданная воспитывающая ситуация.

Все наши сегодняшние стереотипы мышления, поведения и эмоциональной реакции формировались не один день. Раз за разом мы тренировали и закрепляли что-то более правильное, более целесообразное на смену чему-то отжившему и ненужному. Любой навык не возникает сразу, он проходит тысячи предыдущих стадий своего формирования. И если поначалу повторение было механистическим, то с ростом разумности человек всё больше подходит к этому сознательно. Невозможно требовать с ребёнка то, что в нём ещё не закрепилось, лучше помочь ему упражняться в этом ежедневно.

«Широкая этическая норма становится действительной только тогда, когда её «сознательный» период переходит в период общего опыта, привычки человека, когда она начинает действовать быстро и точно». А.С. Макаренко (педагог, писатель)

Постоянные упражнения в правильных поступках, правильных мыслях, правильных эмоциях должны стать нормой жизни для ребёнка. Можно сколько угодно разглагольствовать о хорошем, но пока оно не будет многократно повторено, пережито и внутренне закреплено, пока оно не войдёт в повседневный ритм, воз будет и ныне там. Однако важно понимать, что повторяться должны не только сами действия и поступки, но и вызывающие их убедительные разъяснения родителя о необходимости вести себя так, а не иначе, и собственная мотивация ребёнка, его внутренняя потребность в этом действии.

Вот так, тренируя в ребёнке правильное, приучая его смолоду к адекватному поведению среди людей, в мире вещей и явлений, родитель способствует тому, чтобы тот, повзрослев, смог управлять своими эмоциями и инстинктами, контролировать свои действия, правильно оценивая их с позиции других. А это, в свою очередь, станет залогом успешности и результативности многих его жизненных начинаний.

Жизнь постоянно ставит нас в ситуации свободного выбора, и вектор своего развития определяет сам человек совокупностью многих своих выборов в сторону добра или в сторону зла. Именно поэтому изначально в ребёнке важно тренировать умение выбирать, и выбирать правильно. Он должен столкнуться с нравственной дилеммой и выбрать определённое решение из нескольких возможных вариантов (как позитивного, так и негативного характера). Важно учить его делать выбор правильный и с точки зрения морали и нравственности, и по-человечески верный выход из созданной ситуации. Это одновременно и упражнение в нравственном поведении ребёнка, и интенсивная работа мышления, и включённость внутренней интуиции, основанной на его прошлом духовном опыте. Обязательным итогом подобных ситуативных тренингов должны стать анализ произошедшего с ним события с итоговыми выводами о том, как действительно правильно, что являлось лучшим в том моменте реальности.

Невозможно обойтись в воспитании без методов стимулирования (повышения мотивации) целесообразного и правильного поведения и деятельности ребёнка: введение соревновательного эффекта (разумной конкурентной борьбы), любых словесных, телесных, зрительных и иных поощрений, но и наказаний, соразмерных поступку и возрасту ребёнка. За рецидив, естественно, наказания должны быть жёстче. И желательно, чтобы методы стимулирования ощущались им эмоционально и чувственно, а не только физиологически. Тогда они закрепятся более глубоко и основательно.

«Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». А.С. Макаренко, (педагог, писатель).

Важная функция наказания в том, что оно корректирует поведение ребёнка, дает ему чёткое понимание, где и в чём он ошибается, особенно если вызывает в нём чувства совестливости, стыда, неудовлетворённости, подталкивающие его к изменению своего поведения, к устранению ошибок и более правильных действий в будущем. И всё же наказание ни в коем случае не должно вызывать у ребёнка полной подавленности личности, только переживание отчуждённости, и то лишь временной. Например, наказанием для кого-то может стать изменение отношения (в худшую сторону) со стороны значимого родителя или всей семьи. Для некоторых детей наказанием послужит введение дополнительных домашних обязанностей или лишение/ограничение каких-либо определённых прав. Все дети индивидуальны, и то, что для одного станет болезненным наказанием, для другого окажется приятным развлечением, поэтому надо изучать своего ребёнка и в этом. Прежде чем помогать ему стать лучше и разумнее, надо научиться понимать его изнутри, быть к нему внимательным, стараясь понять, что его радует, и что больше? Что удручает, и что для него горше? Вот тогда станет ясно, что именно послужит подстёгивающим наказанием или мотивирующим поощрением для этого, конкретного ребёнка.

Важно знать, что наказание применялось и применяется для того, чтобы скорректировать неправильность действий и реакций человека, изменить их к лучшему. Так в душе закрепляется понимание взаимосвязи неправильного и следующего за ним закономерного наказания. Реальная жизнь ежедневно показывает правдивость этого принципа, и даже если порой вразумление приходит к человеку в отсроченном варианте, всё равно оно есть, и зачастую на порядки болезненнее, чем могло бы быть в моменте. Так пусть лучше родитель будет главным катализатором роста ребёнка, где-то его наставляя, а где-то и подстёгивая, чем это ляжет на плечи других людей. Пусть лучше наказание придёт от любящего родителя, чем от горестных жизненных событий.

В то же время нельзя забывать о важности стимулирования правильной жизнедеятельности ребёнка через поощрение. Повторюсь, что и здесь надо учитывать индивидуальность. Для кого-то важны небольшие, но ценные ему подарки или сладости, кому-то необходимы ласковые прикосновения, кто-то ощущает подъём, когда слышит тёплые слова поддержки. Есть дети, которым присутствие родителя рядом даёт ощущение самоценности. Мы разные в своих потребностях и понимании радости, и наши дети – тоже. Надо просто изучать то, что радует вашего малыша, от чего зажигаются его глаза, к чему тянется его сердце. Может, это ваша улыбка? Или его любимый пирог? Или давняя мечта съездить куда-то?

Для младших детей хорошим стимулом и одновременно упражнением на правильность действий являются сюжетно-ролевые игры, где они вступают в определённые социальные отношения. Хотя и для подростков ролевые игры не утратили своей актуальности. Сегодня, например, разрабатывается множество квестов (интерактивных приключенческих игр), куда молодые люди идут с большим интересом. Правда, не все они имеют достойное содержание и позитивную направленность. Поэтому надо объективно, вдумчиво выбирать, прежде чем организовывать подобное действо у себя дома или отправлять туда подростка.

Любой воспитательный процесс невозможен без его контроля, иначе мы не сможем понять, в правильном ли направлении движемся, так ли верно действуем, туда ли ведём своего маленького человечка. Любящий родитель внимательно наблюдает за всеми изменениями ребёнка и его жизни, он беседует с ним честно и искренне, задавая уточняющие вопросы. Он изучает своё дитя, собирая аналитическую информацию о его темпераменте, группе крови, силе или слабости нервной системы, особенностях телосложения и так далее с целью не только понять его поступки и поведение, но и проконтролировать успешность достижения желаемых и возможных для данного ребёнка результатов.

По мере взросления ребёнка необходимо приобщать его к самопознанию, самоконтролю и самооценке. Впоследствии это станет важнейшим навыком самовоспитания. В том числе, самоисследование даст ребёнку возможность узнать забытые моменты своей пока детской истории, изучить разные грани своего характера, увидеть в себе то хорошее, что ценится близкими людьми и уважается сверстниками. Наблюдение за собой позволит глубже понять негативные проявления, учиться их контролировать самостоятельно. Чем больше и объективнее ребёнок знает о себе, тем более адекватна его самооценка, он твердо уверен в своих достоинствах, но и знает, над чем ему надо поработать. Младшие подростки интуитивно начинают заводить тайные дневники, где пишут свои размышления о себе и жизни, разукрашивают альбомы с тестами и анкетами для сверстников, дающих им оценку. Так ребёнок узнаёт себя через других. Конечно, это во многом необъективно, но необходимо для самопознания. И всё-таки не надо забывать о том, что ребёнку всегда нужен диалог с родителем, только не контрольно-ревизионный, а помогающий понять себя и найти верное решение.

Для ребёнка, как и для каждого из нас, важно иметь в жизни правильные ориентиры, что-то лучшее и светлое, к чему хочется стремиться. Поэтому положительный пример был и остаётся важнейшим инструментом влияния на сознание. В основе его элементарное подражание, существующее даже у животных. Однако там это лишь слепое копирование действий и поступков людей, а в человеческом сообществе происходит уже сознательное формирование у себя некоего набора алгоритмов мышления, поведения и реакции, совпадающих в общих чертах с определённым положительным примером в лице конкретного человека.

Будучи ещё совсем маленькими, дети выбирают себе для подражания готовые образцы взрослых или старших подростков, воздействующих на них внешним примером. Взрослея, подражание у младших подростков становится уже осмысленным, носит глубинный и избирательный характер. А в юности меняет свою форму, становясь всё более сознательным и критичным, любой внешний пример для подражания рассматривается во внутреннем, духовном мире молодого человека. По сути, в любом возрасте заслуживающим подражания станет только тот образ жизни, который совершается уважаемым, авторитетным для ребёнка человеком. «Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров». (Сенека, древнегреческий философ).

Родитель как старший, как ведущий за собой, обязан своим поведением, внешним видом, поступками служить примером для ребёнка, быть образцом нравственности, высокой культуры и интеллекта. Его слова и дела должны быть равносильны, не расходиться друг с другом, а внутренняя доброжелательность не избирательна, а направлена на всех людей. Наиглавнейшее понимание родителя должно быть в том, что не новомодные методы образования, не авторитетные гуру, не электронные пособия, не супер-гаджеты воспитывают наших детей, а мы сами посредством собственного мировоззрения! Это оно определяет, что и как мы будем говорить ребёнку ежедневно, какие игры мы ему предложим, в какие школы и кружки направим. Наше мировоззрение определяет судьбу нашу и наших детей. И пусть оно формировалось с детства и претерпевало разные влияния окружающего мира, главным всё же будет то, что мы выбираем и делаем сегодня, чем мы являемся сейчас.

Воспитательный процесс – это нечто живое, он развивается, в нём постоянно происходит трансформация методов: и в силу неоправданности некоторых из них в жизни, и в силу возрастных изменений ребёнка, и в силу изменений самого родителя. Однако результативность его мы сможем увидеть не только по итогам детских лет, но и в их течении. Например, говоря о нравственности как о показателе разумного человека, можно посмотреть, насколько проявлены в поведении и деятельности ребёнка нормы морали, насколько он знает, понимает и соблюдает законы, принятые в обществе, насколько он усвоил общечеловеческие и высшие законы. Подобные знания невозможны без развитого интеллекта и основ научно-светского мировоззрения. В свою очередь, это даст ему возможность давать критичную оценку общественным явлениям и событиям. О высоком уровне человека-гражданина расскажет его трудолюбие, общественная активность, умение брать ответственность за других людей, инициативность и самостоятельность. Развитое чувство прекрасного, гармоничного отразится в его честности, порядочности, умению систематизировать информацию и не уведёт его в сторону от правды, поможет и дальше искать и чувствовать Истину.

Бесполезно мечтать о том, что ребёнок воспитается сам без нашего участия. Он воспитывается вместе с нами, совместно с нами. Вместе мы учимся дружить, сотрудничать и любить. В совместной игре, творчестве, исполнении бытовых обязанностей, решении жизненных задач. Каждый прожитый день предоставляет нам множество моментов совместного бытия, и везде идёт наше взаимное обучение.

Мы совместно с ним познаем гармонию, справедливость, истину этого мира. Ищем новые и новые грани Знания о происходящем вокруг нас. Мы многого ещё не понимаем, и вся наша жизнь вновь будет очередным насыщенным учебным годом без каникул. Детско-родительское общение – это усиленный и многолетний тренинг отношений. Он может стать созданным обеими сторонами глубоким духовным родством, дружеской близостью и взаимопониманием единомышленников, развивающихся в одном направлении. Возможно, всё пойдёт не семимильными шагами, а с долгим и упорным сопротивлением, откатами назад и медленным движением вперёд. А может, повзрослевший ребёнок поставит на этом точку и скажет: «Мама, иди своей дорогой, нам не по пути». Да, всё может быть, потому что все имеют право выбирать. Тем не менее, мы обязаны заниматься своим воспитанием не только ради себя, но и ради наших детей. Ведь таким образом мы даём им пример и надежду на то, что изменения возможны, как бы ни было трудно в пути.

 

Литература:

1. Александрова Ольга. Воспитание мудрое и человечное. www.olgaaleksandrova.ru

2. Вестник Владимир. Правда обманутому человечеству. М.: ООО «Новое время», 2012.

3. Докучаев В.В., Докучаева Л.Н. Наследники рода. СПб.: ИК «Крылов», 2011.

4. Коваленко Н.П. Ресурсный тренинг. СПб.: Петрополис, 2013.

5. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: ИТРК, 2000.

6. Маринина А. В. Сокровища античной мудрости. http://booksonline.com.ua/view.php?book=162204

7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 книгах. Книга 2. Процесс воспитания. М.: Владос, 2006.

8. Толстой Л.Н. Путь жизни. М.: Эксмо, 2009.

 
Наши представители | Наши партнеры | Наши книги, сборники, фильмы