Главная
Главная
Институт перинатальной психологии и ресурсной психотерапии профессора Коваленко Н.П.
НКО «Ассоциация развития перинатальной психологии и медицины»
Журнал "Ресурсы человека" (пилотный проект)
Форум
Ближайшие конференции
Ближайшие семинары и тренинги
03.02.2018
06.04.2018
Ресурсные технологии в помогающих профессиях (апрель 2018)
03.06.2018
Ресурсные технологии в помогающих профессиях (июнь 2018)
Наши услуги:
Консультирование, услуги
Психологическое образование. РАСПИСАНИЕ
Тематические конференции
"ВОЗРОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА" Григорий И. Брехман
Дата публикации: 03.07.2016
Распечатать
Задать вопрос специалисту

"НАУКА И КУЛЬТУРА ДЕТОРОЖДЕНИЯ"

Сборник трудов, выпуск 3

По результатам материалов Межрегиональной научно-практической конференции 30 – 31 мая 2016 года

"ВОЗРОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЬСТВА"  Григорий И. Брехман, докт. мед. наук, проф.

Междисциплинарный клинический центр Хайфского университета, Институт Интегративных Исследований, Дом Ученых Хайфы, Израиль

 

«Мне пришлось жить в эпоху катастрофическую

и для моей Родины, и для всего мира. <…> Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями,

принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие

для отдельных людей, для целых поколений».

(Бердяев Н. А. «Самопознание (опыт философской автобиографии)», 1940)

  Почему возрождение родительства? Что такое произошло, что мы начали говорить не о рождении нового человека, а о возрождении родительства?

Родительство – это сложный феномен, играющий решающую роль в сохранении человеческой популяции и цивилизации. Как минимум 5 факторов формируют родительство: 1) генетическое знание, 2) отношение родителей к беременности к еще не родившемуся ребенку, 3) отношение к родам, 4) отношение к грудному вскармливанию ребенка, 5) отношение к детям в семье и обществе. Расшифруем кратко эти факторы:

  1) Родительство, рождение детей и их воспитание – это генетическое знание, которым обладает все живое на Земле.

Зигота вместе с генами от родителей получает биологические и психические знания, которые по мере деления включаются во все клетки будущего индивида. Можно полагать, что поиск полового партнера, взаимопритяжение, сексуальное взаимодействие, стремление к зачатию, вынашивание, рождение ребенка, грудное вскармливание и воспитание являются обычной информацией, хранящейся в генной системе человека и определяющей половое и родительское поведение.

  2) Родительство формируется дополнительно пренатальными впечатлениями, которые особенно тесно связаны с отношением матери к беременности и родам, к своему зачатому ребенку. Этот зачатый будущий родитель, получивший от своей матери эмоциональное восприятие окружающего мира, и даже ее мысли, включает их в клеточную память и будет жить с этими базисными знаниями всю свою жизнь, добавляя к ним собственный опыт. При позитивном отношении к зачатию и неродившемуся ребенку он получает полный набор родительских чувств желанности и принятия. При негативном отношении к нему – ребенок еще до рождения получает «первые уроки ненависти и отвержения», которые будут осложнять его жизненный путь.  

  3) Родительство формируется во время рождения. Роды относительно короткий, но эмоционально насыщенный этап жизни человека. Клиническая практика показывает, что подавляющее число детей входят в этот мир с криком, и очень редко – с улыбкой. Если учесть, что мимика отражает эмоциональное состояние человека, то младенец, пришедший с улыбкой – едва ли знаком с такими чувствами как страх и ужас, тогда как кричащий - скорее всего, переполнен ими. Отдаленные последствия пережитого страха подробно описаны С. Грофом, и классифицированы им в предложенной концепции Базовых Перинатальных Матриц. Не исключено, что, сохранившись в памяти родившегося ребенка, эти чувства играют определенную роль в будущем, проявляясь в виде психологических проблем, порой требующих психотерапии. Наши клинические наблюдения показывают, что те же чувства, являясь частью бессознательного, участвуют в принятии решения о рождении ребенка и могут участвовать в трансгенерационных посланиях своим потомкам. 

  4) Родительство формируется дополнительно во время кормления грудью ребенка. Грудное вскармливание является сильной эмоциональной связью между матерью и ее ребенком. Это уникальная возможность формирования их привязанности и лучших качеств будущих достойных родителей.

  5) Родительство формируется в атмосфере отношения к детям в семье, в обществе: опыт, полученный от своих родителей после рождения, становится основой для их функционирования как родителей по отношению уже к их собственным детям.

  Краткий исторический фрагмент. Анализ дошедших до нас ритуалов, обычаев, обрядов, примет, существовавших и существующих у разных народов, с позиции современных знаний позволяет получить интересный познавательный материал. Например, о том, что и в те далекие времена люди встречались с трудными родами (примета: нельзя сидеть на камне - роды будут тяжелыми). Издревле было известно обвитие пуповины вокруг ребенка и его тяжелые последствия (примета: нельзя перешагивать через веревку - ребенок может запутаться в пуповине). Рождение здорового ребенка связывали с взаимоотношениями беременной женщины с окружающими людьми (обычай: беременные постоянно должны быть приветливыми и обходительными, чтобы не допустить рождения больного ребенка). Мы узнаем, что всегда у людей была потребность родить ребенка определенного пола, и при этом предписывалось быть очень суровым к гомосексуальным наклонностям. 

  Согласно библейскому предписанию, деторождение является основной целью брака (Быт. 22:17; 32:13). Можно полагать, что указание «…плодитесь и размножайтесь.» (Быт. 1:28), были вызваны угрозой полного вымирания от инфекционных эпидемий, уносивших огромное число людей. Продолжение рода было одной из высших ценностей в социальной этике народов. Бездетность считалась величайшим несчастьем, равносильным смерти (Быт. 30:1; I Сам. 1:10).  При этом мы догадываемся о существовании с библейских времен психологического бесплодия, повышенного уровня тревожности у беременной, различных психологических особенностей близнецов, о библейских нарушениях матери, выразившихся в неодинаковом отношении к рожденным ею детям, тогда как родителям строго запрещалось оказывать особое предпочтение одному из своих детей (Шаб. 10б).

  Казалось бы, Природа определила, а человеческое общество безусловно поддерживало миссию мужчин и женщин рожать себе подобных, заботиться о них и воспитывать ради самосохранения вида. Основы отношения к детям, заложенные в библейскую эпоху, отражали нормы и представления характерные для патриархальной семьи. Со сменой эпох менялись отношения к деторождению и родительству в целом, но в течение последних десятилетий мы особенно явственно стали замечать, что у значительной части молодых людей детородного возраста произошла даже «аннигиляция» врожденных чувств рождения и воспитания детей.

  Что же привело к пересмотру и нарушению закона Природы? На каком этапе развития человеческого общества произошла девиация отношения к родительству? 

  Анализ социальных процессов, происходивших и происходящих в человеческом обществе со сменой эпох, показал, что они представляются явлением динамичным и мультифакторным, а утрата родительских качеств происходила постепенно в течение столетий.

  Начиная с 17-18-го столетий, глобальные изменения в человеческом обществе одновременно включали ряд событий.

  a) Формирование больших городов. Урбанизация с мощной технизацией домашнего быта, освобождающего женщин от тяжелой домашней работы, сделало жизнь в городе более привлекательной своим комфортом и упрощением быта. Если к 1950 году в городах жили 30% землян, то в 2014 году - их число составило уже 54%. И это движение людей в города продолжается и, согласно прогнозу, в 2050 году будет составлять - 66%. Наиболее урбанизированные районы сейчас: Северная Америка (82%), Латинская Америка (80%), Европа (73%).

  б) Урбанизация была связана с индустриализацией и созданием фабрик и заводов, с формированием новых технологий и потребовала значительных людских ресурсов, а значит включения в их работу не только мужчин, но и женщин.

  в) Индустриализация и неизбежный технический прогресс потребовали от членов общества образованности, знаний, специализации.

  г) Понадобилось интеллектуальное развитие как мужчин, так и женщин, их обучение и вовлечение в развитие общества. Следовательно, образованность женщин приобрело особую ценность.

  д) Вовлечение женщин как производительной силы в работу на предприятиях и в научно-образовательных коллективах привели к отвлечению их от основных забот о домашнем очаге, рождении и воспитании детей. При этом работа женщин оплачивалось очень низко, что являлось откровенной их эксплуатацией. Это закономерно вызвало к жизни Движение феминизма как неизбежного и справедливого протеста со стороны образованной части общества - за гендерное равенство, равноправие в получении образования, получение достойной работы и равную с мужчинами оплату за нее.

  Но как это нередко бывает – люди не удовлетворяются достигнутым, а стремятся получить больше. Идея собственной карьеры у женщин стала доминирующей при перемещении функции рождения детей на второй план. Изменились семейные ценности, где ведущим комплиментом для женщин стало получение диплома, степеней, званий, и во вторую очередь, менее престижное - рождение и воспитание детей. Гордость женщины за вынашивание, рождение и воспитание достойного гражданина перестало быть главной моральной ценностью для женщины.

  Это привело к идее избегания беременности. Например, аргумент о необходимости учиться - порой обслуживает это скрытое стремление. На бессознательном уровне – это нередко лежит в основе так называемого психологического бесплодия. Эти женщины с помощью ЭКО нередко демонстрируют окружающим свое желание родить ребенка. Может быть, поэтому эффективность этого метода остается низкой: ЭКО завершается рождением ребёнка только у одной из четырёх женщин (Википедия).

  Измененное отношение общества к воспроизводству детей проявляется в перемещении рождения первого ребенка ближе к 30-ти годам (в странах ЕС таких женщин больше 40%), в высокой частоте малодетных семей, гражданских браков, разводов, внебрачных рождений (до 30%), неполных семей, в пользу абортов. Крайняя степень такого отношения к родительству проявилась в появлении Движения ЧайлдФри и гомосексуального супружества.

   Страх смерти. Одновременно с урбанизацией человечество встретилось еще с одной психологической проблемой: страхом смерти. Он сопровождает человека тысячи лет. У женщин страх смерти усилился за счет страха смерти во время родов. Этому способствовала эпидемия родильной горячки, которая более 200 лет свирепствовала в родильных домах Европы и Америки и смертность родильниц составляла 30-40% и более!

  Не сложно представить себе чувства и мысли женщин, которым предстояло рожать детей в родильных домах без гарантии, что они останутся живыми. И эти чувства, и мысли воспринимали и хранили в течение жизни их дети и передавали своим детям. Так сформировался "порочный круг" страха смерти и у женщин, и у мужчин. Он поддерживался и увеличивался СМИ, литературой, кинематографом, а в настоящее время - еще и Интернетом. Сегодня смерть в родильном доме является казуистикой, но страх перед роддомом сохранился, из-за формальной психологической атмосферы и высокой частоты вмешательств в родовой процесс специалистов, что сами акушеры назвали «акушерской агрессией» (ВЕ Радзинский 2008). Справедливости ради следует сказать, что нередко вмешательство акушеров – вынужденная мера, поскольку не устраненный страх женщин нарушает нормальное течение родов.

  Здесь уместно упомянуть о широко распространившемся ныне методе рождения детей с помощью кесарева сечения. Уже первые исследования показали, что при этом родившиеся дети обладают определенными психологическими особенностями и нередко - психосоматическими расстройствами, требующих вмешательства специалистов.  

  В 20-м веке начала свое развитие Пренатальная психология, которая обнаружила и эмоциональное восприятие, и функционирующую память у еще не родившегося ребенка, и нашла доказательства влияния воспринятых впечатлений на всю последующую жизнь индивида.

  В это же время волновая генетика объяснила, как идет обмен информацией между неродившимся ребенком, матерью и окружающим миром, а эпигенетика обнаружила, как идет фиксирование информации в генах и передача информации от одного поколения к другому. Этот процесс назвали трансгенерационным эпигенетическим наследованием. То есть, дети еще до рождения способны воспринять и сохранить в своей памяти разнообразные психологические предикаты, принести их во взрослую жизнь и передать их следующему поколению людей.

  В современном мире возросло и дает жизнь следующему поколению значительное число мужчин и женщин - носителей пренатальной и постнатальной травмы различного содержания, которая хранится в их генетической памяти.

  Возможно, отражением этого процесса является нынешнее состояние заболеваемости среди населения. Как известно, в средние века и позже массовыми заболеваниями человечества, уносившими от трети до половины населения стран Европы, являлись инфекции (чума, холера, проказа, др.). В 20 веке на первое место среди причин смерти вышли заболевания сердечно-сосудистой системы (21,9%) и онкологические процессы. В 21 век человечество вошло с эпидемией психических расстройств. По данным ВОЗ во всем мире расстройствами психики страдают 450 млн человек; в Европе психическими расстройствами страдает около 15% населения. На ранних стадиях расстройств находится более 1/3 населения. Шизофренией страдает 1% всего населения Земли. Один из 4-х подростков имеет психическое расстройство. Ежегодно в мире кончают жизнь самоубийством 1 100 000 чел., а неудачные попытки предпринимают – около 19 000000 человек. Это отражает психическое состояние общества, и настроенность некоторой его части к аутоагрессии. Все это происходит на фоне резко возросшего народонаселения планеты: 10.05.2015 оно составляло 7 329 643 908 человек при условии отсутствия опасности полного вымирания. Согласно утверждению профессора Кембриджского университета B.Sahakjan (2015), специально исследовавшей этот вопрос: "…ни одна группа хронических заболеваний не стоит миру больше мозговых нарушений. Они поражают людей чаще, чем рак и сердечно-сосудистые заболевания».

  То есть, выполнение репродуктивной функции в настоящее время происходит на фоне эпидемии психических расстройств, которые в той или иной степени могут затронуть не только вовлеченных в выполнение этой функции, но и их потомство. 

  Одной из причин эпидемии психических расстройств является высокая частота и степень травмированности рождающихся детей, которые передают эти травмы из поколения в поколение: идет трансгенерационная передача психических и психосоматических травм и расстройств. И это, отнюдь, не поддерживает идеи желательного и доброжелательного родительства, при котором рождаются психически и соматически здоровые люди.

  Как правило, пренатальная психическая травма не ограничена одной темой. Значительный вклад в ее содержание вносят различные стрессогенные факторы, включая идеи о нежелательности ребенка вообще, и по полу в частности.

  Нежелательные дети сохраняют в своей памяти их отвержение, и даже насилие в случае попытки матери сделать аборт. По мере взросления носители таких идей, не подозревая, что это не их идеи, а идеи их матерей, возвращают обществу насилием. При этом степень ущерба зависит от той позиции, которую они занимают в обществе.

Человеческое общество ценность родительства и желательности дезавуировало к своему несчастью. В 20-м веке человечество неожиданно столкнулось с таким явлением как агрессия и массовое насилие в виде двух мировых войн, Холокоста, устроенного гитлеровской Германией, террора, организованного в сталинском Советском Союзе, множества локальных войн, переворотов, терактов и повседневного семейного насилия. 

  В чем дело? Почему родители убивают своих детей, а дети - своих родителей? Как могло такое случиться, что люди начали массовую резню себе подобных, чего нет в животном мире? Почему лидеры обретают поддержку большого числа своих соплеменников? Укажу лишь на один возможный фактор: Одна часть общества, несущая в своем бессознательном травмы нежелательности и агрессии, откровенно резонирует на идеи лидера, другая часть - несущая в себе пренатальные страхи и депрессию, оказывается парализованной, и в интересах сохранения жизни своей и своих близких тоже включается в эту группу. Конечно, пренатальный фактор только один из многих – политических, идеологических, религиозных, экономических, социальных, психологических, между тем фактор существенный, до сих пор серьезно не принимаемый во внимание.

Все вышеупомянутое требует срочной и масштабной работы.

Что может исправить сложившееся положение?

Программа реабилитации родительства

 

  1. Прежде всего, Знания! Знания, основанные на научных данных, которые постепенно должны стать общественным мнением и должны быть доступными широкой массе людей. Это возможно, если будет основано Движение «За Достойное Родительство".

  2. Этот процесс должен начаться с создания Академии Родительства, которая будет организатором и исполнителем: а) научных исследований по раскрытию истоков родительства и ее девиаций, б) разработчиком социально-психологических Программ по возрождению генетических знаний, а также учебно-методических Программ подготовки специалистов в области психологии и технологии родительства.

  3. Выпускники Академии будут создавать Школы подготовки к успешному деторождению и родительству, и работать в них. Их цели:

  а. Оказывать содействие в получении новых знаний о пренатальном ребенке, его эмоциональном восприятии и памяти, которая захватывает и фиксирует наиболее яркие, эмоционально переживаемые матерью события. 

  б. Оказывать психологическую помощь женщинам и мужчинам в их психоэмоциональном переходе на новый уровень чувств и мышления как родителей, включающий представления о развивающемся существе как их ребенке, их наследнике.

  Задачами преподавателей Школ будут:

а) формирование положительного психологического отношения к родительству, при необходимости – оказание психотерапевтической помощи в создании мотивации к родительству у людей, которые готовятся к этому статусу.

б) расширение среди населения современных знаний о пренатальном ребенке и возможности его дородового интеллектуального развития, об Естественной противоболевой, антистрессовой Системе Защиты матери и ребенка в родах, о высокой значимости грудного вскармливания для матери и ребенка, о психологии семейных отношений и педагогических подходах при воспитании детей.

  Программа таких школ будет включать следующие ключевые вопросы.

1. Психология родительства.

2. Пренатальный ребенок.

3.Мать. Отец.

4. Социальное и экологическое окружение матери и ребенка.

5.Пути и механизмы обмена информацией между пренатальным ребенком и матерью

6. Роды. Целостное акушерство.

7. Новорожденный ребенок и грудное вскармливание.

8. Психическая травма (пренатальная и постнатальная).

 

Заключение

 В идеале будущие родители должны родиться от родителей, не являющихся носителями травм. Они должны быть зачаты как желанные дети, не испытывать при беременности отрицательных эмоций из-за стрессов матери. Они должны родиться самостоятельно, в срок, через естественные родовые пути, без медицинского вмешательства, вскармливаться грудным молоком до года и более, воспитываться в любви без насилия и с интеллектуальной поддержкой с момента зачатия. Именно такие родители изменят отношение к ребенку как к продолжателю рода, которого зачинают желанным, принимают с почетом, окружают уважением, потому что ему предстоит сделать в жизни нечто очень важное: быть продолжателем рода, быть защитником своей семьи и отечества, приумножающим их славу, быть просто порядочным, уважаемым человеком. Сегодня эти требования кажутся фантастикой и приведены здесь исключительно в качестве ориентира. Перинатальная психология и фундаментальные исследования интимных сторон родового процесса, несомненно, окажут, и уже оказывают, свое влияние на современную культуру деторождения и родительства в целом.  С этих позиций нынешняя конференция «Наука и Культура Деторождения» является более чем актуальной и своевременной. 

 
Наши представители | Наши партнеры | Наши книги, сборники, фильмы