Главная
Главная
Институт перинатальной психологии и ресурсной психотерапии профессора Коваленко Н.П.
НКО «Ассоциация развития перинатальной психологии и медицины»
Журнал "Ресурсы человека" (пилотный проект)
Форум
Ближайшие конференции
Ближайшие семинары и тренинги
18.05.2017
"СЕМЕЙНЫЕ КОЛЛИЗИИ И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ"
29.05.2017
«Ресурсная психофизиология – телесная психотерапия» г.Санкт-Петербург
07.06.2017
ПСИХОГЕННОЕ БЕСПЛОДИЕ
Наши услуги:
Консультирование, услуги
Психологическое образование. РАСПИСАНИЕ
Тематические конференции
Журнал "Ресурсы человека"/Феномен перинатальной памяти в современной психотерапевтической науке
Феномен перинатальной памяти в современной психотерапевтической науке
Дата публикации: 10.02.2016
Распечатать
Задать вопрос специалисту

Коваленко-Маджуга Н.П.

Phenomenon of perinatal memory in modern psychotherapeutic science.

N. P Kovalenko-Madzhuga.

Резюме: Статья дает  представление  об  истории развития  идей   о «синдроме предков», трансгенерационной передаче,  перинатальной памяти, и др.  Все эти феномены  связаны с существованием подсознания, которое накапливает всю  информацию  о  жизни человека и складирует (соматизирует)  на разные уровни физиологии.  В статье делается попытка заглянуть в будущее развития  медицины, когда психика и сома  будут  рассматриваться не  раздельно, а в единстве. Приводится модель Ресурсной психотерапии автора, которая способна  работать  с  травматичным  опытом,  накопленным в подсознании  и  компенсировать  его с помощью  различных авторских методик.
Ключевые слова: синдром предков, подсознательная память, перинатальная память, соматизация, психосоматика,  психофизиология  репродуктивной  системы, ресурсная  психотерапия.

Summary: Article gives an idea of history of development of ideas of "a syndrome of ancestors", transgenerative transfer, perinatal memory, etc. All these phenomena are connected with existence of subconsciousness which accumulates all information on human life and stores  on different levels of physiology. In article attempt to glance in the future of development of medicine when mentality and som are unseparably considered, and in unity becomes. The model of Resource psychotherapy of the author which is capable to work with travmatic experience, saved up in subconsciousness  is given and to compensate it by means of various author's techniques.
Keywords: syndrome of ancestors, subconscious memory, perinatal memory, somatization, psychosomatic, psychophysiology of reproductive system, resource psychotherapy.

    Феномен перинатальной  памяти в настоящее время  важно  исследовать вместе с феноменом  «синдрома предков»,  который до определенного времени не учитывался в медицине. Современная наука, в частности эмбриология, продвинулась  в своем развитии в настоящее время весьма далеко,  важно, что  она свидетельствует подтверждение существования  «синдрома предков», который был выявлен еще в 80-годы.

    В современной психологии  и  психотерапии  давно изучен  этот «синдром», а так же термин «психогенеалогия», который создала в 1980 году Анн Анселин Шутценбергер - французский психолог, психотерапевт и почетный профессор Университета Ниццы, где более двадцати лет она руководила лабораторией социальной и клинической психологии.  В своих книгах  она  описывает, что такое семейные связи и трансгенерационная передача.

     «Синдром предков» - эта одна из первых ее книг, изданных в России, посвященных работе семейного терапевта с семейной историей, трансгенерационными связями, синдромом годовщины, и семейными тайнами.  Анн Анселин считает, что большинство проблем и сценариев привнесено в наши жизни семьей (предками и родителями),  так как семейная система транслирует все, что накопила. Порой  «семейные истории» как неписаные правила, по которым живут семьи,   они находятся внутри коллективного бессознательного (семейного, генетически обусловленного  подсознания) и через поколения могут транслироваться потомкам. Более того, паттерны семейных отношений, склонность к определенной деятельности и поведению  могут передаваться из поколения в поколение и сильно влиять на жизнь членов семьи. Отдельно следует упомянуть позицию Анн Анселин по поводу травматичных и трагических случаев в истории семьи, связанных с рождением и смертью и отношением к этому членов семьи. Родство, чувство родства и семейного единства зависит от лояльности ее членов, от помыслов, мотивации каждого члена семьи, именно это формирует  то, что мы называем кровные связи.  Но часто именно кровные связи –это пространство раздора, трагедий и травм.

      Имея большой практический опыт  и обширный статистический материал, Анн Анселин  смогла описать «синдром годовщины» – повторение трагических ( или счастливых) событий в нескольких поколениях. Тем более, что в западной культуре не исчезли традиции ведения генеологических древ и записей историй многопоколенных семей. Истории судеб некоторых членов семьи  действительно часто имеют подобные повторяющиеся сценарии.  Все эти накопления памяти можно соотнести с понятием подсознание, которое отчасти соотносится и с понятием психофизиология. Т.е. память накапливает все, что происходило в семье  на протяжении многих поколений и может влиять на состояние здоровья, качества и способности человека, его репродуктивную активность. В наших исследованиях мы  видим эти параллели и создаем методы  переработки (терапии) патологичных блоков памяти. Особенно это касается перинатальной памяти так как перинатальная психология накопила богатый материал, свидетельствующий о накоплениях в подсознании человека  впечатлений из самых ранних событий жизни, начиная с перинатального периода. Мы выявили  «синдром  нежеланного» ребенка, «синдром внутриутробной угрозы» (если мать переживает  стресс и  угрозу выкидыша), «синдром родовой травмы» (когда в родах ребенок получает травматизацию).

    Можно продолжить ряд различных синдромов, которые ребенок может получить  еще не родившись, а  ресурсный потенциал его может быть  уже нарушен.  Педиатрические службы  подтверждаю, что современный ребенок часто приходит в мир  уже с травмой и начинается она чаще всего еще внутриутробно, затем в родах, а позже в семье ( как результат всех семейных коллизий).

    Память человека многослойна и многосложна, до сих пор  современная наука не  в силах описать все грани и тонкости процессов, происходящих в глубинных структурах мозга и центральной нервной системы, но   с каждым годом  все яснее становится  понимание, что человек -  это целостное существо, в котором психика и сома (физиология) нераздельны и функционируют вместе. Так же известно, что существует  множество видов памяти, таких как клеточная, мышечная, белковая,  память ДНК, память органов, память воды и пр., все эти виды памяти  так же как и перинатальная,  складываются в многослойное образование (подсознание), которое несет в себе  информацию об этом сложном явлении  - «Жизнь человека».

    Трансляция из поколения в поколение разных блоков памяти предков дополняет видение  и понимание семейной системы и законов ее существования,   эти сведения могут  использоваться  не только в современной психотерапии, но и в семейной медицине, репродуктологии, андрологии и педиатрии. Ведь рождение и смерть – это такие даты в жизни человека, к которым привязаны и судьбы других членов семьи и резонанс от этих событий распространяется на всю семейную систему. Как рождение, так и смерть есть грани, в которых развивается человеческая жизнь и  они естественны и целесообразны с точки зрения общего закона жизни. Но как показывает практика - и рождение ребенка для некоторых семей сейчас является проблемой  или трагедией, не говоря уже о смерти.

    Эти события (рождение и смерть) в прошлые исторические периоды  происходили в лоне семьи и семья полностью брала ответственность за их организацию и подготовку. Как к рождению необходимо было готовиться молодым родителям, так и к смерти старым людям. Для этого существовали хорошо продуманные каноны поведения и действий. В разных культурах они имеют различия, но относятся именно к семейной культуре. (Коваленко Н.П. Семьеведение, 2014) . Сейчас и рождение и умирание чаще происходят вне семейного пространства и чаще всего это связано с неспособностью семьи  адекватно  участвовать  в этих процессах.  Стресс и неготовность мешают членам семьи  без травматичных  переживаний  пройти эти события. Однако зрелая  ресурсная личность должна к этому быть готова.

    Состояние семьи,  репродуктивный потенциал ее членов и здоровье детей (начиная с утробного существования) – это совершенно связанные темы и в пространстве Российской ассоциации перинатальной психологии  медицины уже 15 лет накапливается  материал, подтверждающий  наблюдения А.А.Шутценбергер о связи  репродуктивного потенциала с  потенциалом, накопленным предыдущими поколениями. Разработаны  диагностический  аппарат, позволяющий  зафиксировать  некоторые межпоколенные связи. Это помогает нам в сегодняшней работе правильно организовать терапевтический процесс, направленный на восстановление  репродуктивной активности при диагнозе «бесплодие»,  укрепить репродуктивную систему перед родами,  усилить ресурсный потенциал ребенка, если в истории семей родителей  имелись  выкидыши  и  мертворождение.  Результаты  обнадеживают: около 65-70 % пациенток  благополучно  рожают детей естественным  путем и дети имеют высокий показатель по Апгар.

    Отрадно, что в журнале Status Praesens (Т.В. Галина, ТА.Добрецова; под редакцией Радзинского В.Е., 2015) авторы – доктора медицинских наук -  проявляют внимание к «синдрому предков». Они пишут: «Долго считалось, что эпигенетические  перестройки генома действуют  в пределах только одного организма,  гематогенез начинается с «чистого листа»,  а эмбрион наследует свободный  от фенотипических признаков родителей генетический материал. Однако оказалось, что даже однояйцевые близнецы, имеющие идентичный набор хромосом, различаются между собой…Причина в том, что  у каждого близнеца свои «правила пунктуации» в геноме……Сегодня уже не вызывает сомнений, что  некоторые виды  информации могут передаваться  от  поколения в поколение  другим путем, чем привычный синтез и репликации ДНК…Будет записано все: чем болел, в каких условиях жил, как рождался, чем питался, что умел. Происходит своеобразное «чипирование» генома – и теперь  это уже эпигеном. Оно то и будет «дирижировать» ансамблем феногенетического разнообразия  у потомства. «Трансгенерационные связи » - так ученые характеризуют эти явления. Другими словами , «синдром предков».

    Подтверждение учеными-медиками  существования «синдрома предков»,   сохраняющегося в подсознании, может изменить очень многие врачебные стратегии отечественной медицины. Тем более, что генетика не стоит на месте и находит все больше и больше маркеров  для определения  наследственных признаков.

    Так же в журнале Status Praesens  в статье  авторов, упомянутых выше, есть абзац: «Со времен открытия законов Менделя представление о любом геноме подчинялось ряду правил: потомок строго наследует признаки родителей. В зависимости от того доминантен признак или рецессивен, происходит экспрессия признака…Недавно был открыт новый механизм регуляции генов, так называемый генетический импринтинг, один из механизмов эпигенетики: активность  генов зависит , от чьего организма они получены – материнского или отцовского. В основе импринтинга (бессознательного впечатывания  в память) лежит эпигенетическая модификация  участков хромосом одного из родителей, играющая роль «выключателя»… Например развитие  плаценты происходит под четким руководством генов отца, а ранее развитие эмбриональных структур регулируют гены матери».  

   Это как раз и есть уровень перинатальной памяти, в которой  принимают участие программы матери и отца и формируют базу для ребенка. Эти программы могут быть весьма ресурсными  и  перспективными, а могут (в силу конфликтов  в семье) нести в себе противостояние, напряжение и деструкцию. Исследование этих параллелей через истории семей в период вынашивания и рождения ребенка, позволили сделать важные выводы, подтверждающие многие предписания предыдущих поколений: необходимость мирного сосуществования родственных семей, любовь и уважение между родителями ребенка, материнская культура вынашивания и рождения, навыки  родов, передаваемые из поколения в поколение успешными матерями. Все это являлось залогом рождения здорового ребенка, начиная с внутриутробного периода и успешного его рождения, так же актуально это и сейчас.

   Эти  наблюдения могут быть весьма  полезны и могут повлиять на большой спектр не только медицинских технологий, но  и вызвать резонанс в социальной жизни, в которой статусы матери и отца девальвируются. Особенно  роль отца претерпевает сейчас  глубокий кризис. Мужчина как основа семьи, отец как центр семейной системы – эти идеи сейчас не всегда популярны. Но роль отца при строительстве семейной системы  и при рождении детей так же велика как и материнская, это доказывает и вышесказанное. Приход  ребенка в семью – это не только результат  клеточного взаимодействия  матери и отца (яйцеклетка и сперматозоид), это еще и слияние информационных программ семейных систем  матери и отца, где накоплен  или  благоприятный для будущего потомства опыт или  неблагоприятный, приносящий  патологические тенденции. Отец - равноценный  податель генетических признаков  как и мать имеет равнозначное право на ребенка. Тем более, что наша культура пока еще придерживается патриархатного  типа  существования семьи. Ребенок носит отчество и фамилию отца, значит принадлежит  роду отца, его фамилии. В связи с этим ответственность отцов за потомство должна быть восстановлена. Статистика в современных школах показывает, что 70 % -80% детей воспитываются в разведенных семьях(без отцов) и эта тенденция растет.

   Репродуктивное здоровье и здоровье  младенцев напрямую связано с семейной культурой, в которой репродуктивная культура, родильные  умения  могут передаваться из поколения в поколение – как результат существования крепкой семьи. Но к сожалению современное общество  накопило огромный пласт антисемейных тенденций, которые проявляются в культуре, образовании и медицине. Так же глубинная память молодых сегодняшних  женщин содержит   информационные блоки  о проведении абортов  у  бабушек, матерей, которые так же осложняют их репродуктивную систему и это требует терапии. Подсознание  так же может  фиксировать  травмы  разных периодов родов, где ребенку угрожала опасность и  осложнять его развитие и реализацию взрослого в дальнейшем.

   В ресурсной психотерапии (Коваленко-Маджуга Н.П.) создан большой арсенал методик, позволяющих корректировать и компенсировать некоторые патологизирующие программы предков и родителей, особенно это касается программ деторождения и родительского  поведения.  Ресурсная  перинатальная  психотерапия  позволяет обеспечить не только благоприятное  рождение  ребенка, но и нейтрализовать синдром предков, если он выявлен. Тогда новорожденный не получит  опасные для  его будущего программы и  будет иметь ресурсы для их компенсации. Переработка перинатальной памяти иногда сложный и долгий процесс, для этого требуется  кропотливая работа с молодыми  родителями, которые должны взять  на себя  ответственность за будущих  детей и тогда мы получим детей с лучшими качествами с высоким ресурсным потенциалом. (www.mipu.org.ru)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:                      

  1. Генетика поведения: количественный анализ психологических и психофизических признаков в онтогенезе./под ред. Малых С.Б., Москва: Socio-Logos, 1995.
  2. Васильева З.А., Любинская С.М. Резервы здоровья. – Л.: Медицина, 1981 .
  3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
  4. 4.      Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика. – М .: Когнито-центр , 2005.
  5. Фогт Р. Психотравма: теория и практика. Соматическая психоаналитическая психологическая интерактивная модель  в версии №20 для комплексных психических травм (SPIM-20-KT) Под научн. Ред. О.В. Защиринской. СПб.: Изд-во ЛЕМА, 2013.
  6. 6.      Беременная ХХ1 века: трудно как никогда. Информационный бюллетень/Т.В.Галина, Т.А.Добрецова; под ред В.Е Радзинского.- М.: Редакция Журнала Status Praesens, 2015.
  7. А.А. Щутценбергер. Синдром предков. – М.: Психотерапия, 2000.
  8. 8.      Коваленко-Маджуга  Н.П. Перинатальная психология. – СПб.: Петрополис, 2009.

СВЕДЕНИЯ  ОБ АВТОРЕ

Коваленко–Маджуга Наталья Петровна  -

Профессор Санкт-Петербургского Государственного университета,

д-р психологических наук,

8-921-938-92-65;  e-mail: mipu@yandex.ru  

 
Наши представители | Наши партнеры | Наши книги, сборники, фильмы